Маркировка обуви

План внедрения проекта маркировки обувной продукции:

01.07.2019 – 01.10.2019:

— участники оборота продукции должны зарегистрироваться в системе на сайте честныйзнак.рф и подать заявки на получение необходимого для работы с цифровыми кодами оборудования (регистратор эмиссии) — на этапе участники могут начать маркировать остатки продукции. Для этого не понадобится регистратор эмиссии. QR-коды (в том числе упрощенные) компании смогут получить в личном кабинете системы.

01.10.2019 – 01.02.2020:

— старт выдачи регистраторов эмиссии и наладка работы — завершение процесса маркировки остатков

с 01.02.2020:

— полный запрет на производство, импорт, розничную торговлю и оборот немаркированной продукции — обязательная передача в систему Честный ЗНАК информации обо всех операциях с маркированными товарами — от производства до продажи.

Важно! Остатки с упрощенными кодами могут продаваться в течение 2-х лет с момента ввода продукции в оборот.

Маркировке подлежит обувь, включенных в перечень:

КОД ТН ВЭД ЕАЭС: 6401 6402 6403 6404 6405 КОД ОКПД 2: 15.20.11 15.20.12 15.20.13 15.20.14 15.20.21 15.20.29 15.20.31 15.20.32 32.30.12

Вопрос ответ

Кто и когда принял решение о введении маркировки обувной продукции в России? Какие государственные органы будут курировать эту систему?

В соответствии с постановлением правительства №792-р от 28 апреля 2018 года, с 1 июля 2019 года цифровая маркировка станет обязательной для обувной отрасли.  
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 года №620 с 1 июня 2018 стартовал пилотный проект по маркировке и прослеживаемости обуви. Он продлится до 30 июня 2019 года. Оператором системы назначена дочерняя компания Центра развития перспективных технологий «Оператор ЦРПТ», созданная для реализации Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК.

Как можно стать участником пилотного проекта?

Для возможности принять участие в эксперименте необходимо:
• Подать заявку на сайте Честный ЗНАК https://честныйзнак.рф/business/projects/footwear/#terms-participation
• Получить усиленную квалифицированную электронную подпись в аккредитованных удостоверяющих центрах.
• Иметь подключенный по каналам связи к системе аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий автоматизированное взаимодействие с оператором системы в части получения кодов маркировки.
• Иметь компьютерную систему, обладающую возможностью формировать и заверять усиленной квалифицированной электронной подписью электронные документы, необходимые для взаимодействия с оператором системы Честный ЗНАК (запрос средств идентификации, сведения об их использовании, уведомления), в том числе при работе посредством Личного кабинета.

Как будет маркироваться обувь?

Для маркировки обуви будут использоваться средства идентификации с кодами маркировки, которые в виде двухмерный цифровой код DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности (31 символ кода маркировки: первая, вторая и третья группа) наносятся на потребительскую упаковку или товарный ярлык, или на товар.
Состав данных кода маркировки включает в себя: 
1) идентификационный номер товара (GTIN), 14 цифровых символов; 
2) индивидуальный серийный номер товара, который генерируется ператором Системы или участником оборота товаров, 13 символов цифровой или буквенно-цифровой последовательности (латинского алфавита); 
3) код ТН ВЭД ЕАЭС, 4 первые символа 10-значного кода ТН ВЭД ЕАЭС; 
4) ключ проверки, предоставляемый оператором системы в составе кода проверки, 4 символа; 
5) электронную подпись, предоставляемую оператором системы в составе кода проверки, 88 символов (цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита, а также специальные символы). 
Такой способ маркировки обуви позволяет хранить и использовать код маркировки в виде двухмерного цифрового кода DataMatrix во внутренних системах участников оборота товаров, товарно-сопроводительных документах и т.д. без риска копирования или кражи. 
Генерация средств идентификации с кодами маркировки в виде двухмерного цифрового кода DataMatrix происходит централизованно в единой системе маркировки Честный ЗНАК.

Какие существуют технические требования к участникам оборота товаров для маркировки обуви?

После того, как участник оборота товаров станет участником эксперимента, команда ЦРПТ предоставит и настроит работу регистраторов эмиссии – оборудования для заказа и генерации кодов маркировки. Оборудование оператор системы предоставляет за свой счет, адаптацию и настройку работы системы проводит также на бесплатной основе. 
У большинства участников оборота товаров уже есть принтеры, способные распечатать цифровой двухмерный код DataMatrix с надлежащим уровнем качества.  Если оборудования для печати у участника оборота нет, то можно заказать изготовление средств идентификации с кодами маркировки через специализированные центры этикетирования и маркировки.

Какие затраты несет участник оборота товаров в процессе внедрения системы маркировки и прослеживаемости?

В период добровольного эксперимента услуга прослеживаемости предоставляется бесплатно. В дальнейшем стоимость услуг оператора за генерацию кода маркировки и дальнейшее прослеживание товара будет определено Правительством РФ. На текущий момент стоимость услуги оператора рассматривается в размере 50 копеек за единицу товара.

Возможно ли предварительное резервирование какого-то количества кодов?

Предварительное резервирование кодов не требуется, так как участник оборота заблаговременно может заказать любое необходимое количество кодов и применить их в любое время (срок от заказа кода до печати этикетки и нанесения ее на товар не ограничен и  не регламентируется).

Сколько времени уходит на эмиссию одного кода?

На сегодняшний день код эмитируется онлайн за 1 секунду. В пиковые загрузки могут быть минимальные задержки по времени (до 30-и минут).

Какая информация необходима для заказа кода?

Для заказа кода необходимо будет указать GTIN (получить в компании GS1 путем описания атрибутов товара: производитель/импортер, вид обуви, наименование товара на этикетке, материалы верха, подошвы, подкладки, размер, цвет и т.д.), серийный номер (если он генерируется участником оборота товаров), коды ТН ВЭД, способы доставки генерации кода. С более подробной информацией, которую необходимо предоставить участникам оборота в систему для получения кода маркировки а также при обороте товара, можно ознакомится в методических рекомендациях к эксперименту на сайте Честный ЗНАК:
https://честныйзнак.рф/upload/iblock/c2a/Metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchastnikov-eksperimenta-sredstvami-identifikatsii-i-monitoringu-oborota-obuvnykh-tovarov_-sootvetstvuyushchikh-kodam-TN-VED-EAES-6401_6405_-v-Rossiyskoy-Federatsii.pdf

Кто эмитирует GTIN?

GTIN эмитирует GS1. ЦРПТ рассматривает возможность настройки бизнес-процессов участников таким образом, чтобы товар описывался единожды, все участники рынка и импортеры использовали единый GTIN на один товар.

Что считается моментом ввода товара в оборот и выводом товара из оборота?

Ввод товара в оборот:
• Для производителей в России ввод товара в оборот осуществляется путем подачи сведений в Информационную систему маркировки и прослеживаемости после производства и маркировки товара до начала его оборота (оборот товара – ввоз на территорию Российской Федерации, хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации). 
• Для импортеров ввод товара в оборот осуществляется путем подачи сведений в Информационную систему маркировки и прослеживаемости до помещения маркированных товаров под таможенные процедуры, после прохождения таможенных процедур и получения разрешения на ввоз маркированных товаров на территорию Российской Федерации, товар считается введенным в оборот.
Вывод товара из оборота:
• Продажа товара конечному потребителю в магазине через онлайн-кассу, формирование фискального чека с кодом маркировки, передача в Информационную систему маркировки и прослеживаемости данных о выбытии товаров из оборота.
• Приобретение товара не для целей дальнейшей реализации (например, продажа спецобуви). Товар выводится из оборота в момент продажи юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю для целей, не связанных с дальнейшей реализацией. Однако, если покупатель захочет продать товар другому юридическому лицу или ИП, он должен будет до реализации маркировать товар и ввести в оборот. В противном случае такая реализация (продажа) будет считаться незаконным оборотом товара.
• При экспорте – товар выводится из оборота после пересечения границы РФ, пройдя таможенные процедуры.

Как и когда импортеры должны маркировать товар?

Ответственность за маркировку товаров несет импортер до помещения товара под таможенные процедуры. На фактический таможенный контроль товар должен быть доставлен с наличием средств идентификации с кодами маркировки в виде двухмерный цифровой код DataMatrix. Товар за пределами РФ может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке сортировки и упаковки товара, заказ средства идентификации с кодами маркировки осуществляется через Центры этикетирования и маркировки.

Что такое Центр этикетирования и маркировки (ЦЭМ)?

ЦЭМ является организацией, авторизованной оператором национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров, для производства этикеток с предварительно нанесенными кодами маркировки по запросам производителей и/или импортеров товаров. Этикетки могут быть как простыми, так и защищенными, с применением элементов защиты от копирования. 
Основная цель ЦЭМ — обеспечить производителей и импортеров простым способом маркирования через нанесение этикеток ручным или полуавтоматическим способом на товар, который производится небольшими сериями. 
ЦЭМ для маркировки импортного товара будут размещены за территорией РФ и позволят заказать этикетку с цифровым кодом для нанесения иностранным производителем, если у него не установлено необходимое оборудование для печати. 
Необходимо отметить, что центры этикетирования и маркировки товаров открываются не Центром развития перспективных технологий. Это свободный рынок, не регулируемый оператором.
Плюсы использования услуг ЦЭМ: 
Для российских участников оборота:
• Нет необходимости проводить интеграцию и валидацию ПО с системой Честный ЗНАК.
• Процесс маркировки проходит проще, но требует обязательной валидации кода маркировки после нанесения.
• Нет необходимости в оборудовании для генерации кодов маркировки с криптографической защитой.
• Получение готовой товарной этикетки для маркировки или перемаркировки товара, произведенного или подлежащего перемаркировке на территории РФ.
Для импортеров:
• Нет необходимости в оборудовании для генерации кодов маркировки с криптографической защитой.
Нет необходимости менять компанию-поставщика готовой товарной этикетки.
• Получение готовой товарной этикетки является уже существующим бизнес-процессом.

Нужно ли маркировать товары интернет-магазинам заграницей при заказе товара покупателем из России?

В случае если товар в иностранном интернет-магазине приобретается для целей собственного использования, то он не должен быть маркирован и может быть доставлен частному лицу. В случае, если лицо, которое приобрело товар для личного использования, планирует перепродать/передать на реализацию товар юридическому лицу – товар должен получить код маркировки и быть введен в оборот на территории РФ.

Что делать с товаром, который покупатель вернул в магазин?

Если покупатель вернул товар с неповрежденным кодом маркировки, то товар повторно вводится в оборот через личный кабинет в системе маркировки с прежним кодом маркировки.
Если покупатель вернул товар с поврежденным кодом маркировки, то продавцу необходимо присвоить товару новый код. Это возможно сделать двумя способами: 
1) Заказать код через центральный офис розничного магазина посредством учетной системы розничной сети с доставкой в магазин готовой этикетки или кода маркировки для дальнейшей печати. 
2) Второй способ – использовать разработанное на базе онлайн-касс устройство для перемаркировки продукции непосредственно в розничном магазине.

Как принимать возвраты товара от сетей магазинов после 1 июля 2019 г, если возвращаемый товар был отгружен до наступления обязательной маркировки?

Оборот и хранение немаркированного товара после наступления 1 июля 2019 года будет незаконным. Поставщик не должен его принимать, потому что он не будет удовлетворять требованиям законодательства.

Что делать с остатками продукции закупленной до начала обязательной маркировки?

Решение о маркировке остатков находится в разработке. Следите за новостями на сайте ЧестныйЗНАК.рф, информация будет опубликована.

Нужно ли маркировать выставочные и экспериментальные образцы?

Нет, данные группы товаров не находятся в обороте и не подлежат маркировке.

Через какой браузер я могу работать в системе маркировки обуви?

В ИС МП можно работать, используя любой браузер с поддержкой сценариев JavaScript: Internet Explorer 10, Safari 10, Chrome 66, Mozilla Firefox 59, Opera 52. Либо любую их более новую версию

У меня нет усиленной квалифицированной электронной подписи. Как мне зарегистрироваться в системе маркировки обуви (ИС МП)?

Если у вас нет усиленной квалифицированной электронной подписи, вам необходимо обратиться в один из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров. После получения и установки подписи вы сможете приступать к регистрации в системе маркировки. Список аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров доступен на сайте Министерства коммуникации и связи России http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/. Телефон справочной службы Министерства коммуникации и связи: +7 495 771-80-00, 8 800 222-15-01.

Где скачать КриптоПро CSP?

Скачать дистрибутив КриптоПро CSP можно, перейдя по ссылке: https://www.cryptopro.ru/downloads/howto?destination=node%2F148.

Как установить КриптоПро CSP?

Подробную инструкцию по установке КриптоПро CSP можно скачать, перейдя по ссылке https://www.cryptopro.ru/support/docs

Что такое КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in? Где его скачать?

Плагин КриптоПро – это дополнительный модуль для Вашего браузера, который позволяет ему работать с программой КриптоПро CSP. Скачать плагин можно, перейдя по ссылке: https://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin/

Как понять, что регистрация завершена и я могу начать работу в Личном кабинете системы?

При успешном завершении регистрации на адрес электронной почты придет письмо с номером участника и ссылка на вход в Личный кабинет. Пройдите по ссылке и начните работу в Личном кабинете системы маркировки.

Я получил отказ в регистрации. Что мне делать?

В уведомлении об отказе в регистрации в системе указана причина отказа. Устраните причину, по которой вам было отказано в регистрации, и пройдите регистрацию повторно.

Информация взята с сайта Честный знак